Высоковольтные линии электропередач

Воздушные линии напряжением 35 кВ используют как питательные с трансформацией на 10 (6) кВ. В последнее время применяют глубокий ввод напряжения 35 кВ к потребителю, то есть непосредственно трансформацию напряжения с 35 кВ на 380В.

Воздушные линии напряжением 35 и 110 кВ предназначены для питания подстанций от энергосистем и для связи между подстанциями. Линии напряжением 220 и 330 кВ используются для электроснабжения крупных промышленных районов, а также для связи между отдельными энергосистемами. Сверхмощные энергосистемы объединяют воздушными линиями напряжением 500 и 750 кВ. Такие линии используют также для передачи больших мощностей на очень большие расстояния.

При выборе конструктивной части воздушной линии всегда исходят из основного требования - обеспечение экономически целесообразной передачи электрической энергии, и этому способствует провода из алюминия https://ekb.avatok.ru/provoda/iz-alyuminievogo-splava. Конструктивные материалы и конструкции воздушных линий должны обеспечивать передачу необходимой мощности при достаточном качестве электроснабжения, достигается выбором соответствующего напряжения и проводов. Линию следует сооружать из дефицитных, экономически целесообразных материалов доступных для массового типа. Материалы должны иметь достаточно высокую механическую прочность и быть устойчивыми против коррозии (воздействия химических реагентов).

Опоры в воздушных линиях предназначены, как было уже сказано, для поддержания проводов на должном расстоянии между собой и от поверхности земли, воды и различных сооружений. их изготавливают из дерева, железобетона и металла.

На воздушных линиях электропередачи в последнее время больше всего используют железобетонные опоры. Последние требуют значительно меньше металла по сравнению с металлическими опорами, они почти не требуют ремонта, благодаря чему резко снижаются эксплуатационные расходы; Прочность железобетонных опор зависит от способа уплотнения бетона. Центрифугованих опоры, изготовленные на центробежных станках заводским способом, чрезвычайно прочные, их применяют на линиях напряжением 35 ... 500 кВ.

Железобетонные опоры линий напряжением 0,38 кВ (рис. 9) преимущественно изготавливают из вибрированных предварительно напряженного железобетона. Чтобы уменьшить массу опоры и расход бетона, стойки изготавливают полыми на высоту 6,5 (4,5) м от основания.

Основным недостатком железобетонных опор является их сравнительно большая масса, образования трещин и скалывания защитного слоя бетона. Для защиты опоры от влаги стойку на высоту 2,8 м от основания грунтуют раствором битума в бензине или керосине, а затем покрывают битумом в два слоя.

Иногда при повреждении изоляции от замыкания на землю перегорает арматура и расплавляется бетон железобетонных опор. Поэтому все металлические элементы опоры (штыри, арматуру, траверсы, оголовки и т.п.) надо надежно соединять и между собой и заземлять. Для заземления, независимо от удельного сопротивления грунта, используют заземлитель из круглой стали диаметром 6 ... 8 мм длиной 1,8 м. Его присоединяют к арматуре, перед установкой опоры обматывают вокруг нее на длину 1 м от основания и опускают в котлован вместе с стойкой. Если арматуру нельзя использовать для заземления, то все металлические части надо соединить и заземлить внешним заземляющим спуском.

Для необитаемой местности сопротивление заземления железобетонных опор не определяют, а для населенной местности он не должен превышать 10 ... 30 Ом (при удельном сопротивлении земли соответственно 100 и 1000 Ом-м). Для обеспечения такого сопротивления устанавливают дополнительный заземлитель.

Высокие эксплуатационные показатели, простота обслуживания, возможность широкой индустриализации изготовления и монтажа способствуют ежегодному увеличению удельного веса железобетонных опор в строительстве электросетей.

На линиях напряжением свыше 35 кВ часто используют металлические опоры, изготовленные из сортовой стали марок ВСТ-3 и ВСТ-3пс. Кроме того, их используют как отпайки, анкерно-угловые и переходные на линиях напряжением до 220 кВ с железобетонными промежуточными опорами.

Существенным недостатком металлических опор является то, что они требуют значительных затрат металла и периодической покраски в течение эксплуатации. Согласно последним требованиям металлические опоры должны быть оцинкованными. Монтируют металлические опоры на железобетонных фундаментах, которые могут быть монолитными (изготавливают их на месте монтажа опоры) или сборными или свайными, изготовленными на заводе.