Технология и особенности изготовления деревянных мозаичных изделий

Общей чертой работы художественных промыслов и предприятий художественной промышленности в современных условиях является Их обращение к народному искусству, сохранение и развитие его традиций, национального своеобразия.
Народное искусство - это творческая, историческая, художественная система, развивается через преемственность традиций и коллективность, которая определяется родовой сущностью.

Выполнение панно из дерева курск начинают с подготовки эскиза. Однако нужно учитывать особенности деревянной мозаики. В этом виде искусства любое изображение подлежит стилизации (обобщению) такой мере, в какой позволяет сам материал. Стилизуя образ, необходимо оставить характерное, свойственное только этому предмету или явлению. Это, прежде всего, форма предмета. Нужно помнить, что древесина обладает уникальными свойствами для передачи декоративными средствами любых изображений.
Когда эскиз готов, приступают к созданию рабочего рисунка, выполняют линейным контуром в натуральную величину мозаичного набора. Рисунок по характеру должен соответствовать назначению отделочных предмета, а по композиции - его форме и размерам. Если готовый рисунок нужно уменьшить или увеличить, то делают это с помощью размерной сетки или эпидиаскопа.
Способ с применением размерной сетки такой: лист с рисунком условно разделяют на квадраты и нумеруют их, а на отдельный чистый лист наносят такое же количество нумерованных квадратов, но меньших (при уменьшении) или больших (при увеличении) размеров: контуры рисунка из квадратов оригинала переносят на соответствующие (по нумерации) квадраты отдельного листа.

При выполнении мозаичных наборов приведем приемы, которые необходимо усвоить для получения навыков.

1. Набор из абстрактных форм (квадратов, прямоугольников, треугольников) и других геометрических фигур, соединенных между собой по прямой под линейку (в квадрате 250х250 мм). Цель такой задачи - отработать приемы резки ножом шпона различных пород древесины под линейку, научиться удерживать лезвие ножа вертикально, без наклона влево или вправо, выполнять элементы набора и плотно их соединять. Последнее особенно важно, если такие наборы выполняют учащиеся. Детали одного размера можно соединить и получить набор для панелей, паркета, отделка дверей и тому подобное. В этой работе распознается цвет, текстура, тоновые переходы различных пород дерева.
Делать набор нужно из остатков шпона. Набирать мозаику можно от центра, наращивая вставки в одну или другую сторону, выравнивая под прямым углом другой базовый сторону, от которого отмеряют 250 мм, а остальные отрезают. При наборе элементов мозаики используют их выровненные стороны, плотно соединяют и закрепляют клеевой лентой. Следующие подкладывают к первым и метят ножом угловые соединения. Затем под линейку отрезают остатки.
2. Набор розетки в квадрате 60х60 мм. Шпон для фона - светлый бук. Для вставных элементов - красное дерево темного и светлого тона. Вырезают фон - точный квадрат, расчерчивают диагонали и оси, циркулем проводят окружность радиусом 25 мм. Соединяют точки пересечения окружности с осями. Далее вырезают под линейку один лепесток. Под фоновый шпон с гнездом вырезанной лепестки подкладывают шпона красного дерева с заранее выбранным направлением текстуры. Ножом нужно резать так, чтобы лезвие его плотно прилегало к стенке гнезда. Следуя этому правилу, необходимо сделать насечки по углам. Карандашом фиксируют место вставки относительно фона.
Отложив буковый шпон, под линейку по внешней крайней линии вырезают намечен ножом элемент набора. Нужно резать так, чтобы чем прижимался к древесины по направлению волокон. Вырезанный элемент вставляем в гнездо и скрепляем клеевой лентой, не закрывая контуры рисунка следующих элементов набора. Вырезаем следующую лепесток в такой же последовательности. Вставляют их поочередно (или сначала одного оттенка, а затем - другое). Одинаковые элементы набора можно соединить в розеточный орнамент.

С какой стороны лучше скреплять клеевой лентой детали набора - с лицевой или обратной? Кое-кто предпочитает с обратной. Но практикой проверено, что скреплять гумированой ленгтой лучше с лицевой стороны, тем более, что наборы больших размеров переворачивать очень неудобно: выпадают или выламываются вставки и тому подобное.