Устройство плавного пуска: общие сведения

Все мы хорошо знаем, что для ограничения пусковых токов асинхронных двигателей используются устройства плавного пускаhttps://delta-kip.ru/catalog/ustroystva-plavnogo-puska/, английский - soft start. Но далеко не все знают, что по схеме техническим решением, а соответственно и по функциональным возможностям, устройства плавного пуска выпускаются с регулировкой в двух фазах, а третья идет напрямую и с регулировкой в трех фазах. Для того, чтобы сознательно отдать предпочтение тому или другому УПП мы подробно рассмотрим их преимущества и недостатки.

Для однофазных асинхронных двигателей выпускаются однофазные устройства плавного пуска, которые без проблем работают с однофазными двохобмоточными конденсаторными двигателями, а вот почему в однофазных двигателей с пусковой обмоткой возникают проблемы с использованием УПП рассмотрим ниже.

Устройство плавного пуска с регулированием в двух фазах

Начнем с того, что устройства плавного пуска с регулировкой в двух фазах будут дешевле УПП с регулировкой в трех фазах. Оно и понятно: на треть меньше силовых тиристоров (третья фаза идет напрямую), а соответственно и меньше радиатор (теплоотвод), проще обводной контактор (байпас), меньший вес и габариты, что в совокупности делает их привлекательными. Но перед тем, как отдать им предпочтение давайте рассмотрим их функциональные возможности.

Для того, чтобы асинхронный двигатель запустился необходимо, как минимум, обеспечить ему трехкратный пусковой ток, а это значит, что при трехкратном токе в двух фазах (синий и зеленый цвет) в третьей фазе (красный цвет) будет шестикратный пусковой ток по действующему значению. Так, как время разгона асинхронного двигателя с УПП значительно больше, чем при прямом пуске, то и тепловое перегрузки одной фазы также будет больше чем при прямом пуске. Мало того, при этом момент на валу асинхронного двигателя будет пульсирующим, что вызывает повышении вибрации. Тот, кто слышал, как «скулит» двигатель с таким УПП, то задумается о целесообразности его использования. Именно поэтому устройства плавного пуска, мощностью более 110 кВт выпускаются исключительно с регулировкой в ​​трех фазах.

УСТРОЙСТВО ПЛАВНОГО ПУСКА С РЕГУЛИРОВАНИЕМ В ТРЕХ ФАЗАХ

Устройства плавного пуска с регулировкой в ​​трех фазах несколько дороже УПП с регулировкой в ​​двух фазах, но имеют значительно лучшие эксплуатационные характеристики. Они обязательно должны датчики тока в то время, как УПП с регулировкой в ​​двух фазах выпускаются, как с датчиками тока, так и без них.

Наличие датчиков тока дает возможность реализовать алгоритм управления, при котором УПП поддерживает заданный пусковой ток при разгоне, значительно лучше, чем плавное регулирование напряжения питания асинхронного двигателя, которое реализуется алгоритмом управления без датчиков тока. Наличие датчиков тока дает возможность реализовать защиту, как самого двигателя, так и приводного механизма.

Некоторые заводы-производители для уменьшения стоимости ППП используют датчик тока только в одной фазе. Это приводит к тому, что в начале пуска асинхронного двигателя форма тока такая же, как и в УПП с регулировкой в ​​двух фазах, а его величина значительно больше заданного значения, подтверждается осциллограмме пусковых токов. Это не есть хорошо, а наличие только одного датчика тока не может обеспечить полную защиту двигателя, ведь перегрузки может возникнуть и в двух фазах, в которых отсутствует датчик тока. На эту особенность также необходимо обращать внимание.

Устройства плавного пуска с тремя датчиками тока обеспечивают полную защиту, как двигателя, так и приводного механизма, такие как защита от «сухого хода»; защита от обрыва ремня; защита от мгновенного перегрузки (заклинивания) от перегрузки и перегрева двигателя; от обрыва входящее или исходящее фазы и так далее. В таких УПП форма тока во всех фазах одинакова с начала переходного процесса, о чем свидетельствует осциллограмма токов при «разгоне» асинхронного двигателя.