Сущность электронной коммерции

С течением времени развитие информационных технологий и систем происходит все более стремительными темпами, что привело к существенным изменениям во взаимодействии субъектов бизнеса. Для отечественных предприятий электронный бизнес, о котором можно прочитать в нашей статье - выступает эффективным инструментом для ведения расчетов с клиентами, расширение объемов рынков сбыта продукции, товаров, услуг, поиска новых партнеров, создание положительного имиджа. Отдельные виды бизнеса являются более благоприятными для внедрения электронной коммерции, поэтому их уровень развития значительно выше по сравнению с другими. К таким отраслям относятся торговлю нематериальными товарами, ценными бумагами, банковские услуги, разработку и реализацию программного обеспечения, предоставление информационных услуг, дистанционное обучение и тому подобное.

Для предприятий, не имеющих возможности полностью перенести бизнес-процессы в электронную среду, в связи со спецификой товаров, продукции и услуг, реализуемых е-бизнес может стать важным инструментом конкурентной борьбы. Именно поэтому так важна имплементация предприятиями современных технологий электронного бизнеса, гарантирующих взаимодействие производителей с максимально широкой и платежеспособной аудиторией потенциальных потребителей. Благодаря существованию сети Интернет электронный бизнес распространился в международных масштабах и является базисом для развития и роста объемов «он-лайн» экономики.

Но с другой стороны возникает проблема неосведомленности и неопределенности производителей, посредников и потребителей в целесообразности перехода в электронный сегмент экономики, хотя он является достаточно перспективным. Эта проблема возникает вследствие непонимания ключевых преимуществ и недостатков электронного способа ведения бизнеса, не позволяет бизнес-субъектам идти в ногу со временем.
Под понятием электронной коммерции понимают любой вид деловой активности субъектов хозяйствования, производится с использованием современных информационных технологий, систем и коммуникационных средств с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей потребителей.

Электронная коммерция как система включает в себя: субъекты электронного бизнеса (производители, продавцы, посредники, покупатели, потребители), процессы (реализация продукции и услуг, маркетинг, расчетные операции и т.д.) и сети (как внутрифирменные, так и глобальные). Все компоненты электронной коммерции находятся во взаимосвязи благодаря средствам сетевой связи.

Поскольку для отечественного рынка электронной коммерции является достаточно новым явлением, как для производителя, так и для потребителя важно оценить с одной стороны те выгоды, которые принесет участие в электронном бизнесе, а с другой - потенциальные проблемы, которые могут возникнуть на пути их взаимодействия. Считаем, что необходимо систематизация как преимуществ, так и проблем внедрения электронной коммерции в разрезе ее субъектов, поскольку один и тот же пункт для производителя может быть преимуществом, а для потребителя - проблемой или наоборот.