Перспективы дистанционного образования

Основной предпосылкой возникновения дистанционной формы образования является повышение технологического развития, который способствует улучшению социально-экономического положения. Дистанционная форма образования - реакция на внешние изменения, которые происходят в мире (Объективные тенденции глобализации мира, повышение динамики его социально-экономического развития, бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий).

Сегодня дистанционное обучение в России может полноценно развиваться только при наличии таких его основных составляющих:

- нормативно-правовой базы;
- учебных заведений (центров, кафедр, факультетов, институтов или университетов дистанционного обучения);
- контингента студентов;
- квалифицированных преподавателей;
- учебных программ и курсов;
- соответствующее материально-технической базы (аппаратного и программного обеспечения, высокоскоростных
линий связи);
- финансовой поддержки;
- разработки критериев качества и т.п.

По контингенту студентов для дистанционного образования, то участниками этой формы образования могут быть разные категории населения: от учеников общеобразовательных школ и слушателей учреждений последипломного образования у аспирантов и докторантов высшей школы, подробнее об таком образовании можно найти - нетология отзывы об обучении. Принципиально существенным является следующее: все они должны быть с высоким уровнем образовательной самомотивации, настойчивыми, целенаправленными, - значит, иметь стартовый уровень образования и навыки самостоятельной работы.

Известно, что наша высшая школа традиционно не уделяла особого внимания организации самостоятельной работы студентов, это особенно ярко продемонстрировал переход высших учебных заведений России в использовании кредитно-модульной системы организации учебного процесса в последние годы. Однако особенность дистанционной формы обучения как раз и состоит в том, что здесь учебный процесс почти на все 100% состоит именно с самостоятельной работы студентов по усвоению учебного материала, который должен быть заранее подготовлен и затем предоставлен студенту выше учебным заведением. Таким образом, главным требованием к студента обучающегося дистанционно является высокий стартовый уровень образования и наличие умений для самостоятельной работы.

Одним из структурных элементов дистанционного образования является квалифицированный преподавательский состав. Критерии подбора преподавателей для программ дистанционного образования должны быть, прежде всего, академическими. Такие преподаватели должны уметь пользоваться компьютерами для групповых занятий он-лайн и асинхронных групповых обсуждений, а также проверять и комментировать работы студентов и возвращать их с помощью электронной почты. В интенсивных или ускоренных программах обучения очень важно достаточно быстро проверить и вернуть работу студенту до поступления следующей работы.


Система дистанционного обучения рассчитана преимущественно на людей достаточно сознательных, не требующие постоянного контроля со стороны преподавателя. Поэтому важную роль при дистанционном обучении играет мотивация слушателей, их способность к самоорганизации.