Октановое число

Как известно, на большинстве автомобилей стоят четырехтактные двигатели, то есть на первом такте происходит впуск, на втором сжатие, на третьем - рабочий ход и на четвертом выпуск. На втором такте, как было выше сказано, в камере сгорания происходит сжатие смеси воздуха и топлива в поджигания искрой свечи. Коэффициент сжатия двигателя - степень компрессии данной смеси. Например, коэффициент сжатия бензинового двигателя может составлять 8: 1.

А вот величину, на которую можно сжать топливо к самопроизвольному возгоранию называют октановое число. Если же самопроизвольное воспламенение возникает из-за сжатия, а не благодаря искре, то происходит детонация. Данного явления следует избегать, так как это чревато серьезными повреждениями двигателя. Таким образом, октановое число представляет собой степень устойчивости к детонации моторного топлива. Октановое число измеряется по шкале от «0» до «100», где значением «0» соответствует детонационной стойкости н-гептана, а значению «100» соответствует детонационная стойкость изооктана. То есть эквивалентна смесь н-гептана с изооктаном характеризует устойчивость к детонации моторного топлива. Таким образом, топливо более устойчиво к детонации, если его октановое число выше. При использовании топлива с большим октановым числом, одним из способов увеличить мощность двигателя является увеличение коэффициента сжатия.

Благодаря добавлению в бензин тетраэтилсвинца (TEL) можно увеличить октановое число, это было обнаружено во время первой мировой войны. В результате данного изобретения стало возможным использовать топливо, качество которого ниже, но при этом следовало добавлять TEL. Именно после этого возникли такие понятия, как «этиловый» и «свинцовый» бензин. Тем не менее, это топливо кроме положительных качеств имеет и ряд негативных. Во-первых, тетраэтилсвинец очень ядовит, а значит, и выхлопы двигателя чрезвычайно токсичны. Во-вторых, свинец в свою очередь настолько забивает катализаторы, они становятся непригодными для использования в течение некоторого времени. Запрет на использование свинца в автомобильном топливе привела к тому, что цены на бензин резко подскочили вверх, так как увеличивать октановое число дешевого топлива стало невозможным для нефтеперерабатывающей отрасли.

В настоящее время для увеличения октанового числа иногда используют ферроцен, купить который будет правильным решением. Ранее в России применялись присадки на основе марганца, но на сегодняшний день они также запрещены. По безвредной антидетонационной добавки для двигателя является метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), сейчас именно он наиболее широкое распространение, как в Украине, так и в Европе.

К сожалению, проверить качество топлива практически невозможно, поэтому мы не будет давать Вам советы по поводу того, на каком топливе остановить свой выбор. Единственный совет - заправляйтесь на проверенных АЗС.