Концессионный механизм строительства дорог

В условиях острой нехватки финансовых ресурсов для обеспечения потребностей автодорожной отрасли России особенно актуальным является поиск новых источников финансирования. Одним из таких источников является концессия. За счет вложения средств в развитие автодорожной отрасли возможно улучшение общегосударственного инвестиционного потенциала и повышения уровня экономики страны в целом. В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению состояния автомобильных дорог, снижение уровня безопасности на дорогах, недостаточный уровень их ремонта, несоответствие дорог научно обоснованным нормативным объемам и потребностям, отсутствие строительства и реконструкции автодорог и их несоответствие интенсивности движения автотранспорта.

Механизм концессии предусматривает возможность строительство автомобильных дорог за счет средств инвесторов (как отечественных, так и зарубежных), за проезд по которым происходит возмещение средств, чтобы покрыть расходы инвесторов. Главной особенностью концессионного строительства автодорог является высокая стоимость и длительный срок окупаемости вложенных средств. Именно эти факторы и затрудняют механизм концессии строительства дорог в России.

В мире строительство дорог на условиях концессии получило широкое значение. Опыт зарубежных стран показывает, что решением проблем по строительству дорог является концессионное строительство с привлечением иностранных инвесторов.

К основным причинам строительства автомобильных дорог на условиях концессии в большинстве зарубежных стран можно отнести: высокий уровень автомобилизации страны, что требует качественных и комфортных условий для движения на автодорогах, несоответствие технического состояния автодорог техническим возможностям современных автомобилей, наличие других социально важных проблем в государстве, которые требующих безотлагательного решения и тому подобное. В совокупности эти предпосылки и способствуют появлению концессионных дорог за рубежом, что в перспективе приносит доход как государству, так и инвестору, а для пользователей (потребителей) является гарантом получения высоких экономических выгод. То есть строительство дорог на условиях концессии способствует привлечению инвестиций в дорожную отрасль страны, позволяет удовлетворить общественные потребности и повысить экономический уровень страны в целом. Поэтому, учитывая положительный опыт зарубежных стран, в России необходимо создавать действенный механизм концессии строительства дорог, что будет способствовать решению проблем финансового обеспечения строительства и улучшения качества автодорог.

Механизм концессии предусматривает заключение концессионного договора между концессионером и концессиедателем, согласно которому определяются требования к качеству построения дорог и их содержание, устанавливаются размеры платы за проезд, учитывая изменения в уровне инфляции и цены и тому подобное. Концессиедатель (правительство) предоставляет концессионеру (инвестору) право на строительство дороги на условиях платности и срочности, а концессионер обязуется ее построить в четко определенные сроки (долгосрочная концессия сроком на 20 и более лет). После чего происходит передача дороги в собственность государства, или, как вариант, - концессия может быть продолжена. Концессия предполагает со стороны государства плату концессионеру за готовность дороги к эксплуатации. В случае, когда строительство дороги и ее эксплуатация не являются самоокупаемыми, концессиедатель (правительство) должен возместить за счет государственного бюджета средства концессионеру. В свою очередь, пользователи (потребители) осуществляют плату за эксплуатацию дороги концессионеру. То есть инвестор получает доход за вложение инвестиций в строительство дорог из двух источников. Согласно концессионного договора, ответственность за строительство дороги, возможен предпринимательский риск или имущественную ответственность обязан взять на себя концессионер, а государство должно предоставить концессионеру соответствующие гарантии. Учитывая указанное, в Украине сегодня сформирован достаточное нормативно-правовую базу концессионного строительства дорог, урегулирован обязательства на ответственность участников концессии и др. Однако, наряду с этим, на практике концессионный механизм функционирует не так эффективно, как это указано законодательно.

На основании анализа нормативно-правовых документов, касающихся финансового обеспечения автомобильных дорог, стоит отметить, что в России формируются основы смешанной модели финансирования строительства и эксплуатации дорог. Данная модель предполагает гармоничное сочетание интересов государства и концессионера. Платную дорогу обычно строят на средства государства и самого концессионера в определенном определенном соотношении. При этом государство может компенсировать концессионеру определенную сумму средств, если прогнозируемая интенсивность движения недостаточная или предоставить возможность концессионеру право на строительство и эксплуатацию придорожной инфраструктуры, или предоставить другие льготы. В случае, когда плата не взимается за эксплуатацию дороги, концессионер получает плату за строительство и содержание дороги от государства. А риски и прибыли распределяются в соответствии с условиями концессионного договора.