Контроль топлива

Схемы краж становятся все более организованными, их пирамида выглядит так: исполнители - кураторы - топы. На нижнем уровне - исполнители, и их всегда много. Это простые работяги, водители, механизаторы. Кураторов значительно меньше, и среди них может быть инженер, руководитель бригады или агроном (особенно если завышается норма расхода топлива или нарушается технологическая операция). На третьем, наименее многочисленном уровне, находятся так называемые лоббисты (советники, особенно те, кто влияет на принятие кадровых решений). Их роль является ключевой, ведь именно на их плечи ложится тяжелая работа - убедить руководство компании в том, что была сильная засуха, или все смыло дождем, или возникли еще какие-то форс-мажоры, что в конце концов и привело к неурожаю.

В то же время сами кражи становятся, так сказать, более изысканными. Если сначала воровали механически, то впоследствии - математически и даже где-то мудро. Я условно кражи топлива распределяю следующим образом: «физика», «математика» и «химия». «Физика» - это простые ливни. Слив топлива из бака, через сепаратор, слив из системы подогрева, недолив в бак, врезка в топливную систему. В этой схеме могут быть еще замешаны механизатор, агроном, инженер. «Математика» - более сложные махинации. В частности манипуляции счетчиком выдачи горючего, манипуляции с температурой топлива, завышение норм расхода топлива, манипуляции с спидометром, недоливы (вследствие заговора с водителем топливозаправщика). Возможны действующие лица здесь - водитель топливозаправщика, водитель-механизатор, агроном, инженер и служба безопасности. «Химия» - еще выше «пилотаж». Например, закупка некачественного топлива, разведение полного спиртом, добавление в топливо воды. Здесь могут быть задействованы закупщик и руководители подразделений на тендерах, а также механизатор - чтобы сделать работу датчиков некорректной.

Кражи топлива внутренние и внешние

Идем дальше. Внутренние кражи - это упомянутые выше простые ливни ( «физика»), и значительная часть манипуляций с топливом, то что я называю «математика». Например, игра на температурном расширении топлива. Если залить топливозаправщик утром при температуре 5 ° С, а затем на заправку техники в поля отправить его в обед, когда температура поднимется до + 15 ° С, можно "сэкономить" около 40 л: как известно, при нагревании топлива на 1 ° С его плотность уменьшается на 0,7 кг / м3, а вот масса остается неизменной. Можно не долить с топливозаправщика определенный объем в каждую технику - или явно, или за счет вмешательства в работу счетчика (например, из-за замены шестерни счетчика), а остатки сбыть оптом, после чего разделить доход. Однако отследить маршрут топливозаправщика несложно, следовательно, схема будет быстро разоблачена, если только на нем заканчивалась.

Что касается внешних краж, то актуальна проблема «недовозов» топлива из нефтебазы в хозяйство. Пломбы - не панацея. Они легко снимаются, и на рынке уже даже есть специальные приборы для этого. К тому же водитель может не полностью затянуть пломбу, оставив люфт для слива, пропустить через сердцевину пломбы фольгу для ее открытия, и тому подобное. В конце концов, сами компании не до конца понимают, как правильно рассчитать массу горючего. Например, чаще всего забывают учитывать поправку на мениск ареометра.

Как бороться с воровством топлива?

Если речь идет о внутренних кражах, решение проблемы как заявляет источник заключается в установлении технических средств - GPS мониторинга, счетчиков топлива, датчиков уровня топлива, подключение к бортовому компьютеру (CAN-шины), видеонаблюдения. В частности подключения всех счетчиков к GPS-трекеров должно быть аксиомой. На технике желательно установить датчики топлива и наладить выдачу горючего по RFID-картам для идентификации водителей, которые получают топливо. Наиболее распространенные датчики - это датчики уровня топлива (ДРП), которые устанавливаются в бак, «проточные» счетчики для измерения фактического объема использованного горючего и CAN-модули, рассчитывают расход топлива. Обычно одного датчика недостаточно, поэтому целесообразно использовать несколько одновременно - например, ДРП и CAN. В частности, CAN-модуль является хорошей альтернативой «проточным» датчикам, которые имеют высокую стоимость, а их погрешность не всегда соответствует заявленной поставщиком. Преимущество CAN-модуля в том, что он не влияет на работу топливной системы, подключаясь с помощью зажимов типа «крокодил». Кроме датчиков топлива на технике, крайне важно подключить счетчики на АЗС и топливозаправщики к GPS-системы - выдача горючего должно контролироваться в онлайн-режиме. После можно внедрить практику, когда водители сами заправляют свою технику по RFID-картам без постороннего участия. При этом, конечно, на АЗС не будут лишними видеонаблюдения и охрана. крайне важно подключить счетчики на АЗС и топливозаправщики к GPS-системы - выдача горючего должно контролироваться в онлайн-режиме. После можно внедрить практику, когда водители сами заправляют свою технику по RFID-картам без постороннего участия. При этом, конечно, на АЗС не будут лишними видеонаблюдения и охрана. крайне важно подключить счетчики на АЗС и топливозаправщики к GPS-системы - выдача горючего должно контролироваться в онлайн-режиме. После можно внедрить практику, когда водители сами заправляют свою технику по RFID-картам без постороннего участия. При этом, конечно, на АЗС не будут лишними видеонаблюдения и охрана.