Использование дистанционных технологий обучения в системе высшего образования

В настоящее время перед системой высшего образования встает задача подготовки специалистов, умеющих творчески мыслить, обладают исследовательскими умениями и навыками, способные ориентироваться в пространстве научной информации и современных информационных технологиях. В связи с этим, одним из самых высокоэффективных направлений совершенствования методологии высшего образования является использование в учебном процессе технологий дистанционного обучения.

Под дистанционными технологиями понимают технологии, реализуемые с применением современных информационных и телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять процесс обучения на расстоянии, без личного контакта между преподавателем и студентом.

Дистанционные образовательные ресурс www.ecvdo.ru дает возможность непосредственного общения студентов с преподавателем, непрерывного контроля качества усвоенных знаний, осуществления индивидуального подхода в обучении, адаптации учебного материала к личному темпа усвоения каждым студентом. Обучение может происходить в любой удобной время, что позволяет сочетать его с работой, выполняя задание по индивидуальным графиком и расписанием, с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса.

Основными принципами системы дистанционного образования являются: гибкость, модульность, динамичность, адаптивность, непрерывность, креативность и открытость. Она базируется преимущественно на самостоятельном получении необходимого объема и качества знаний и предусматривает сочетание широкого спектра традиционных и новейших информационных технологий. Использование этих технологий позволяет студентам пополнить перечень умений и навыков, которые в дальнейшем определят успешность человека в любой сфере деятельности. К ним относят:

  • умение самостоятельно планировать свою деятельность;
  • умение принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность;
  • умение работать в информационном пространстве (отбирать необходимую информацию, структурировать и использовать для принятия решения по определенной задачи)
  • умение представлять результаты деятельности с использованием информационных технологий;
  • навыки самообразования.

Успешность дистанционного обучения зависит от эффективной его организации, от руководства самим процессом и мастерства преподавателей, принимающих в нем участие. Изучение математических дисциплин в случае дистанционного обучения имеет свою специфику и особенности, которые позволяют значительно расширить виды учебной работы по сравнению с традиционным обучением. Обычные лекции могут быть заменены видеолекциями, слайд-лекции; место практических занятий занимают индивидуальные компьютерные тренинги и лабораторные занятия; итоговый контроль можно осуществлять с помощью коллективного тренинга, тест-тренинга, зачета, экзамена и тому подобное.

Для осуществления дистанционного обучения необходимо позаботиться о мультимедийное сопровождение курса излагаемого материала. Такой курс позволяет сочетать в себе теоретическую, практическую и контролирующую части и обеспечивать непрерывный дидактический цикл [2]. Он может содержать текстовую, графическую или видео информацию и способы интерактивного взаимодействия с ней. Обычно мультимедийный курс включает в себя:

  • рабочую программу по дисциплине;
  • брошюру с текстами лекций;
  • электронный учебник-навигатор;
  • методические указания к изучению курса;
  • иллюстрированные приложения (видеолекции, презентации, видеофильмы)
  • справочники, рекомендованную литературу;
  • контрольные вопросы с набором типовых задач;
  • тетрадь для самостоятельной работы.

Учебник-навигатор является электронной версией обычного учебника или пособия со встроенной информационной базой, позволяющей управлять процессом изучения материала в соответствии с программой в необходимом объеме и последовательности. Он не только обеспечивает студента необходимыми знаниями, но и помогает выбрать правильный путь для их получения, открывает широкие возможности для самостоятельной работы. Методические указания помогут ознакомиться с содержательной частью учебника и его информативной базой. Учитывая недостаточный опыт использования мультимедийных курсов, на первых порах советуем к электронному варианту учебника добавлять и его печатные версии.

Одной из важнейших проблем обучения математике в системе дистанционного образования является качество самого процесса. В большинстве случаев оно определяется уровнем усвоения теоретического материала, студент получает при самостоятельном чтении слайд-лекций. Не секрет, что некоторые студенты откладывают эту работу на «лучшие времена», а иногда и вовсе не читают лекций. Чтобы устранить такие проблемы, необходимо организовать постоянный и действенный контроль с помощью специально подготовленных тестов. Наряду с обычными тестами с задачами закрытого типа (один вопрос - четыре ответа, установление соответствия, последовательности), целесообразно применять и такие формы контроля, позволяющих давать при тестировании развернутый ответ (открытые и интегративные тесты). Особенно это касается задач для зачетов и экзаменов.

Необходимо отметить, что при дистанционном обучении значительно увеличивается доля самостоятельной работы студента. Задача преподавателя координировать эту работу, планировать и разрабатывать специальные задания и рекомендации. Осуществить это помогут тетради для самостоятельной работы.

Заметим, что, кроме основной учебной цели, технологии дистанционного образования позволяют любознательным студентам дистанционно участвовать в научных конференциях, общаться на научных форумах и удаленно обмениваться результатами своей исследовательской работы.

Развитие дистанционных технологий является очень важным направлением в системе образования, а содержание деятельности преподавателя значительно отличается от традиционного.

Во-первых, усложняется разработка курсов, которая требует от преподавателя специальных навыков, связанных с быстрым развитием информационных технологий.

Во-вторых, коммуникационные технологии позволяют сделать взаимодействия между преподавателем и студентом более активными и интенсивными, что требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

В-третьих, в отличие от традиционного образования, где центральная фигура - преподаватель, при использовании дистанционных технологий внимание переносится на студента, а функция преподавателя - поддержать, направить, помочь.