Формы и методы административно-правовой деятельности органов по противопожарной профилактике

По сути лицензирование выполняет правовую функцию, предоставляя конкретным субъектам определенные права и возлагая на них специфические обязанности в сфере пожарной безопасности, то есть наделяет их специальной административной правосубъектностью. Выдача пожарной лицензии МЧС означает официальное одобрение, разрешение органами исполнительной власти субъекту права осуществлять определенную деятельность, предоставление ему специальной правоспособности, что оформляется соответствующими индивидуально-правовыми актами. Введение лицензирования позволяет стимулировать отечественные предприятия, организации и учреждения, осуществляющие деятельность в сфере пожарной безопасности, в
внедрение систем управления в соответствии с национальными и международными стандартами.

Поэтому наблюдательная природа лицензирования состоит: во-первых, в предварительной проверке соискателя лицензии на соответствие его требованиям и условиям, которые необходимы для допуска организации или индивидуального предпринимателя к деятельности в сфере пожарной безопасности (этот этап надзора можно назвать предыдущим) во-вторых, в надзоре за соблюдением лицензионных требований и условий при ее осуществления.
В настоящее время действует система сертификации в области пожарной безопасности в России, созданная с целью организации и выполнения работ по обязательной и добровольной сертификации в области пожарной безопасности и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации, с последующей выдачей лицензии МЧС РФ.

Противопожарная профилактика, как и любая управленческая деятельность, выражается в конкретных формах. Формы деятельности субъекта управления связаны с его функциями и полномочиями, закрепленными в его правовом статусе. Функциями органа исполнительной власти направления его предметной деятельности. Каждая функция отвечает предметной области деятельности, определенной задачами органа, и может быть отделена (организационно и технологически) от других функций. В то же время цель (содержание) работы по конкретному направлению деятельности, субъект, который выполняет эту функцию, его полномочия, необходимые для достижения результата, должны быть четко определены нормативно-правовыми актами.
Формами осуществления противопожарной профилактики являются:

а) комплексные проверки организации деятельности по обеспечению пожарной безопасности органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;
б) проведение должностными лицами ведомственного пожарного надзора пожарно-технических обследований;
в) выдача разрешений, согласование осуществления определенных действий;
г) работа по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности (в пределах, определенных законодательством);
г) подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.

Пожарно-технические обследования - основная форма профилактической работы. Пожарно-технические обследования объектов и подвижного состава осуществляют с целью контроля за соблюдением утвержденных правил, норм и инструкций, направленных на предотвращение пожаров, успешного их тушения, обеспечения безопасности людей при пожаре, а также обеспечения зданий, сооружений и подвижного состава средствами пожаротушения и пожарным оборудованием. Пожарно-технические обследования подразделяются на основные (подробные) и контрольные. Во время основного пожарно-технического обследования проверяют весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов и подвижного состава. Основной целью контрольного пожарно-технического обследования является проверка выполнения мероприятий, предложенных предписаниями пожарной охраны.
Полномочия ведомственной пожарной службы разрешительного характера позволяют получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся деятельностью в сфере пожарной безопасности, о последствиях работы и выявлять отклонения от установленных правил и требований. Так, дача разрешения или согласия на осуществление определенных действий, когда это обязательно, позволяет надзорном органу предварительно или своевременно проверить и определить правомерность, обоснованность или целесообразность выполнения подконтрольных действий.

Выдача органом по противопожарной профилактике разрешений может иметь разные формы:

1) разрешение или согласие на выполнение разового действия;
2) официальный допуск субъекта к выполнению определенных действий;
3) аккредитация физических или юридических лиц как доверенных исполнителей определенной деятельности.