Эволюция подшипника качения

Подшипники качения - основной вид опор валов и осей в машинах их функционирования происходит преимущественно в условиях трения качения. Первые попытки использования опор качения известны около 4000 лет в наиболее развитых народов мира - египтян, китайцев, ассирийцев. Они использовали катки для транспортировки каменных блоков пирамид и культовых сооружений. В России при транспортировке из Финляндии скалы для памятника царю Петру в Санкт-Петербург использовали бронзовые шара.


Первый проект опоры качения, был подобен современным подшипникам качения, предложил Леонардо-да-Винчи. Промышленное изготовление подшипников качения началось в 1883. В Германии после появления шлифовальных станков для шариков и роликов, и с тех пор непрерывно происходит усовершенствование их конструкции и технологии производства.


Трудно назвать современный механизм, машину или прибор, где бы не использовались подшипники качения. Однако наибольшее распространение подшипники качения получили в сельскохозяйственном машиностроении (630 типоразмеров), автомобилестроении (более 500 типоразмеров), железнодорожном транспорте (110 типоразмеров). В миниатюрных опорах (часы, мелкие приборы), а также в огромных энергетических объектах (водяные и паровые турбины, турбогенераторы) подшипники качения уступают подшипникам скольжения.


Подшипниковая промышленность - одна из наиболее развитых в технологическом отношении, в ней сконцентрированы последние достижения в технологии металлообработки и автоматизации производства. Выпускаются различные подшипники массой от 0,04 г до 130 т и диаметром внутреннего кольца от 0,6 мм до 12 м, которые могут вращаться со скоростью до 300 тыс. мин-1, Выдерживать нагрузки порядка нескольких тысяч килоньютонах, работать при температурах, близких к абсолютному нулю, в условиях повышенной радиации, химической активности и загрязнения окружающей среды.


 Известно три класса подшипников качения на podshipnik-shop.ru: подшипники с жидкостным и консистентной (пластичной) смазкой, подшипники с твердым смазочным веществом, подшипники с самосмазывающейся материалом.


Подшипники качения, хотя и функционируют как механизмы, но им не всегда присуща одна из характерных свойств механизмов - передачи движения. Таким образом, подшипник качения, когда одно из колец неподвижно, представляет собой сложную механическую систему с долгосрочным циклическим характером нагрузки деталей. Именно это определяет особый подход к оценке работоспособности подшипника через показатели надежности.